Он рассказал РБК о главных проблемах, с которыми сейчас сталкиваются риэлторы.
Рынок риэлторских услуг начал формироваться в России в девяностых годах прошлого века. Тогда значение этого сегмента экономики недооценили. 20–30 лет назад такая услуга не имела большой ценности. Агентства недвижимости в то время представляли собой организации ремесленного типа. В последние годы риэлторский бизнес развивался, руководители компаний поняли, что его можно сделать крупным и системным, если выбрать правильную стратегию.
Банки и застройщики стремятся усилить свое присутствие на риэлторском рынке. Агентства недвижимости оказались не готовы конкурировать на таком уровне. Риэлторский бизнес значительно отстает в технологиях.
Первая проблема — плохая работа с CRM-системами. У агентств нет четких стандартов и регламентов поведения, они не укладываются в обещанные сроки работы с клиентами. Проектная работа и бизнес-процессы во многих из них находятся на начальном уровне.
Вторая — недостаточная автоматизация процессов. Автоматические коммуникации с клиентами есть только в контакт-центрах крупных компаний. Там обзвоны клиентов осуществляют роботы, информация обрабатывается при помощи анализа голоса, общение с клиентами происходит через личный кабинет.
Третья — отсутствие интеграции с крупными системами. Менее 5% агентств недвижимости готовы общаться с банками, застройщиками, госорганами автоматизировано, посредством протоколов передач данных, даже если банк или другая структура берет расходы на себя. Агентства не имеют необходимой инфраструктуры для этого.
Четвертая — агентства не могут привлекать и удерживать лучших специалистов. Для этого необходимо увеличивать инвестиции в развитие. Агентства теряют работников, люди уходят на другое место из-за непрозрачных перспектив и нестабильного дохода.
Пятая — агентства недвижимости не имеют мобильных версий сайтов. По прогнозам, доля людей, посещающих сайты со смартфонов, будет расти. Доля мобильного трафика в сфере недвижимости превысит 40%. При этом многие агентства не занимаются его анализом.
Шестая — отсутствие единой системы ценообразования. Чаще всего о взаиморасчетах с клиентами договариваются индивидуально. Открыто называют стоимость услуг единичные компании. Это говорит об отсутствии понимания фактической ценности риэлторской услуги.
Седьмая — слабое общественное объединение. В последние годы самое крупное профессиональное объединение в сфере, Российская гильдия риэлторов, не добилась значимых результатов. Сформировавшаяся структура управления недееспособна, члены гильдии платят очень маленькие взносы, поэтому у организации нет средств на серьезные шаги.